Нур-Султан

Алматы

SSE

FTSE 100

Dow Jones

KASE

Brent

WTI

Золото

PTC

USD

RUB

EUR

CNY

Cool Kazakhstan, или Как нам обустроить креатив

18 июня 2021, 10:272172

В Казахстане решено развивать креативную экономику. В правительстве уже определили перечень видов деятельности, которые нужно считать креативными. По мнению кабмина, к креативному сектору экономики нужно отнести 55 видов деятельности по 14 направлениям – от дизайна до архитектуры.


«Изолятор для писателя». Изобретение Хьюго Гернсбака, которое помогало сосредоточиться, отсекая любой шум. 1925 год

По мнению правительства, дело осталось за малым. Нужно только «создать институциональные условия, при которых заниматься творчеством в стране станет комфортно, а продавать креативную продукцию на мировой рынок – легко и выгодно». Решено даже создать венчурный фонд для финансирования. Очагами креативной индустрии на первых порах станут города Нур-Султан и Алматы.

Надо сказать, что многие, культурные с виду, люди порыв правительства не одобрили. «А что, все программы выполнены? ГПФИИР завершена? «Рухани жангыру» закончили? «Экономику простых вещей» уже создали?». Этими и другими подковыристыми репликами отреагировали в соцсетях разные «народные эксперты». Некоторые вообще опустились до издевательств. «На мой вопрос, как дела, человек из правительства ответил: «Наша цель не дна достичь, – наша цель выйти в открытый космос!». Или вот еще: «Государство должно прекратить причинять добро людям!». 

Так и хочется, честное слово, взять хорошую метлу и гнать этих псевдоинтеллигентов из продвинутых фейсбуков и твиттеров куда-нибудь подальше – в «Одноклассники», например! Там им самое место с их пессимизмом и мрачной идеологией. 

На самом деле, креативная экономика – это как раз то, что нужно сегодня нашему обществу. Тем более что все условия у нас почти есть. Ведь что обозначает это термин? «Креативная экономика (КЭ) –  быстроразвивающийся экономический сектор, и обычно к нему относят такие отрасли, которые получают прибыль с творческого продукта» – реклама, маркетинг, архитектура, ремесла, дизайн, кинематограф, видео- и фотоискусство, ТВ и радио, издательство, музеи и галереи, музыка, исполнительное и изобразительное искусство.

Есть в Казахстане все эти направления? Конечно, есть! Один Иманбек чего стоит! Правда, недавно он подписал контракт с компанией ICM Partners and Primary Talent International, которая будет заниматься его международной карьерой. То есть, он вроде как бы наш, но по сути уже не наш. Впрочем, извините, я отвлекся. 

Как работает КЭ? Наглядней всего пример Южной Кореи. Там развивать КЭ начали в 2009 году и даже создали правительственное агентство KOCCA. Цель была – вывести корейский контент на международный рынок. Поступили просто – создали свою поп-музыку K-Pop, которая сегодня стала глобальной субкультурой. За музыкой подтянули сериалы, компьютерные игры, моду. Сегодня экспансия «корейской волны» приносит в бюджет до 7 млрд долларов. 

Японцы тоже очень озабочены продвижением своей КЭ в мире под лозунгом «Cool Japan!». Правда, от корейцев они отстают. В докладе от 2020 года «Japan’s exports of creative goods» говорится, что только японские аниме смогли прочно утвердиться на мировом рынке. 

В США, где уровень КЭ очень высок, практическая отдача проявляется в росте выдаваемых международных патентов, в агрессивном захвате лидерства в науке, масс-культуре, мультимедиа, кино, IT-приложениях, виртуальной реальности, компьютерных играх – да вы сами всё знаете. Единственное, о чем спорят эксперты, – можно ли внести в реестр КЭ производство порнофильмов, которые, как мы знаем, очень успешно и креативно создают в Америке. 

Даже Россия пытается войти в рынок мировой креативной экономики. Пока, правда, в основном фильмами и мультиками. Но успех есть. Кассовые сборы российских фильмов за рубежом последние четыре года выросли в 1,5 раза. 

И вот теперь – самое главное. Какую роль играет государство во всех этих гуманных (кроме порнухи) вещах? Огромную! Государство создает благоприятные экономические и политические условия, необходимые для развития КЭ. Это: стабильная экономическая ситуация, твердый курс национальной валюты, контролируемый уровень инфляции, доступные и дешевые кредиты.

Есть ли это у Казахстана? А как же! Конечно, не везде и не во всем, но мы же стремимся! Уже 30 лет мы идем к тому, чтобы войти в 30-ку развитых стран, и эта цель все ближе и ближе. Идем дальше.  Все исследователи отмечают, что основным драйвером креативной экономики выступает свободная конкуренция. «Наличие не коррумпированной среды выступает гарантом того, что современный креативный работник сможет найти в ней место для применения своего таланта. В противном случае происходит отток творческих работников в иные географические регионы». 

Победили мы коррупцию? В общем, да. Даже если не победили, то искореняем с каждым часом. Боремся, в общем. Есть и еще вроде бы неутешительный для нас вывод: креативная экономика не получает развития в отсталых регионах и странах. «Их экономика не отвечает условиям, необходимым для формирования креативной отрасли: отсутствует достаточная масса богатых потребителей, нет финансовых средств для поддержки культуры, наблюдается общий низкий технологический уровень».

Должно ли сказанное остановить Казахстан в стремлении развивать КЭ? Нет, не должно. Потому что нас ничто не остановит. Сколько государственных программ было инициировано в РК за 30 лет суверенной жизни! Итоги этих программ мы ежедневно ощущаем на себе. 

Говорят также, что в развитии КЭ нам могут помешать и такие причины: недостаточная развитость инфраструктуры; недостаток специалистов; сырьевая экономика; падающий уровень образования (доля затрат на образование составляет 3,1% к ВВП, а в странах ОЭСР в среднем – 6,2% к ВВП).

Я же полагаю, что всё это – домыслы, происки и инсинуации. Главное – было бы желание. И венчурный фонд, конечно.


Андрей ЗУБОВ

2006 - 2021 © Ваша почта. 16+