Нур-Султан

Алматы

SSE

FTSE 100

Dow Jones

KASE

Brent

WTI

Золото

PTC

USD

RUB

EUR

CNY

Творцы дефицита

18 июня 2021, 14:462704

В Казахстане в первом квартале сильно выросли правительственный  долг и обязательства местных исполнительных органов. На прошлой неделе страна жарко обсуждала подорожание картофеля. Понятно, что он – стратегический продукт и занимает в продуктовой корзине особое место. Тем не менее картофель выбил из поля зрения СМИ проблему резкого роста госдолга. Хотя тема эта более глубокая и важная.


СР

За год долг страны вырос на 25%, или на 4,2 трлн тенге, и по итогам 1 кв. т.г. составляет 22,1 трлн тенге. Основной вклад в его увеличение внесло правительство. Его обязательства выросли с 14,1 трлн тенге (на начало апреля 2020 г.) до 17,6 трлн тенге (на начало апреля т.г.).  Основная причина – умножающиеся расходы госбюджета, которые финансируют за счет привлеченных средств. 

В последние годы у Казахстана – дефицитный бюджет. Этому способствовали  разные причины. Прежде всего, снижение стоимости нефти – основного экспортного товара РК. А также – ослабление курса тенге по отношению к инвалютам, что сделало импорт более дорогими. К дефициту руку приложил и образ социального государства с его повышенными социальными расходами. В 2020 г. затраты государства на поддержку населения и малого бизнеса увеличились и продолжают оставаться высокими.    

Например, уточненный республиканский бюджет на 2021 г. предусматривает увеличение доходов на 1,1 трлн тенге, а увеличение расходов – на 1,3 трлн тенге. Дефицит бюджета ожидается в размере 2,7 трлн тенге, или 3,5% к ВВП. В уточненном бюджете социальная сфера рассчитывает потратить 7,5 трлн тенге, или 48,7% от расходов. 

Но, как говорится, занимать приходится чужие деньги, а отдавать – собственные. Поэтому нужно создавать для себя более выгодные условия возврата средств. Например, не занимать в валюте, когда снижаются валютные доходы, а курс доллара к нацвалюте стабильно растет. Если, к тому же, в стране высокая инфляция, она размывает долг в национальной валюте за счет снижения ее покупательской способности, облегчая бремя заемщика. 

По официальным данным, инфляция в Казахстане с начала года вертится вокруг 7%. Но судя по росту продуктов питания и отдельных услуг, реальный рост цен гораздо больше и «помогает» заемщикам в тенге обслуживать долг. Не случайно в последний год правительство изменило структуру своих займов – в пользу «домашних» тенговых. Отчет правительства за 1 кв. 2020 г. показывает, что оно занимало в равных пропорциях за границей и внутри страны. Внутренние займы составляли 53%, а внешние – 47% правительственного долга. В 1 кв. т.г. правительство привлекло уже 59,3% средств внутри страны, а у зарубежных кредиторов – 40,7%. 

Кроме местных инвесторов тенговые долги правительства в виде облигаций с удовольствием покупают иностранные инвесторы. Еще бы! Высокая инфляция последних лет (около 7%) стабильно держит базовую ставку на уровне 9%. А она напрямую влияет на стоимость привлечения денег от инвесторов. В последнее время правительство привлекает по внутренним облигациям средства под 10,7-10,8% годовых. Для зарубежных инвесторов это заманчивая доходность. 

Можно вспомнить, что до недавнего времени в Европе и в США царили низкие процентные ставки, которые не позволяли инвесторам зарабатывать достаточно. На их фоне доходность казахстанских ГЦБ выше 10% в тенге – однозначная роскошь. 

Если доллар не растет в цене каждый день, внешним инвесторам выгодно покупать казахстанские гособлигации. Не случайно, они купили правительственных госбумаг на 793 млрд тенге. В принципе, правительство всегда мечтало о том, чтобы внутренние госбумаги покупали иностранцы – расширяется база инвесторов и в страну приходят несырьевые доллары. Плата за их деньги – подозрительно «залипшие» курс тенге и базовая ставка.

Однако любой долг платежом красен. Согласно отчетам Минфина, на обслуживание госдолга в 2018 г. ушло 586 млрд тенге, в прошлом – уже 762 млрд тенге. В этом году ожидается рост выплат до 929 млрд тенге (6,2% от объема расходов), к 2023 г. – выплаты вырастут до 1 216 млрд тенге.  

Кроме того, интересно удвоение обязательств местных исполнительных органов. В 1 кв. 2020 г. их долг составлял 849,9 млрд тенге, в 1 кв. т.г. – уже 1,7 трлн тенге. Здесь важно видеть, что двойной рост обеспечили долги акиматов не перед правительством (они выросли незначительно), а перед прочими кредиторами. Эти обязательства выросли со 190,2 млрд тенге до 1 трлн тенге. Судя по всему, в этих цифрах сидят затраты местных властей по госпрограммам занятости и жилищного строительства, что в принципе является распространенной мировой практикой.   

Однако возникает вопрос прозрачности использования таких денег, потому что в конечном итоге долги государства оплачивают налогоплательщики. Как заметил один депутат Сената, долги акиматов выросли «несмотря на то, что все регионы (исключение – 4 региона-донора) получают финансирование из республиканского бюджета. Он выразил опасение, что «обязательства местных органов «лягут тяжелым бременем» на республиканский бюджет». Чтобы вернуть в бюджет такие суммы, чиновники вновь могут поднять вопрос о пересмотре налогов.


Анна ЧЕРНЕНКО  

2006 - 2021 © Ваша почта. 16+